Ордер на квартиру дает возможность гражданину вселиться в помещение и проживать в нем. Во времена СССР он был в виде одной бумаги, на основании которой появлялось право пользования государственным жильем. Сегодня документ практически утратил юридическую силу, так как вошли в обиход другие правовые формы. Это коммерческие договоры или договоры жилого найма. Но без ордера и сейчас невозможно осуществить другие юр. операции.

01
Где и зачем получают ордер на квартиру?

Этот документ незаменим при приватизации недвижимости. Его можно выписать только на имя официального нанимателя помещения, на которого поручена единая ответственность. В него вписывают всех, кто проживает в квартире на момент заселения нанимателя. Следует понимать, что гражданину до реального заселения обязаны выдать смотровой ордер, состоит он из одной страницы, имеющей отрывной талон. Он оставляется в исполнительном комитете. А в самой бумаге прописывается фамилия, имя, отчество человека, адрес квартиры, которую ему нужно будет осмотреть до момента вселения.

Согласно российскому законодательству и кодексу о жилье от 2005 года, ордер получить несложно. В бланк вписывают не только собственника жилья, но и всех членов семьи. Можно заменить ордер на договоры:

  • Коммерческого найма.
  • О бессрочном пользовании.
  • Социальный.

Размеры жилплощади, выделенной от государства, устанавливаются, согласно одному из вышеуказанных документов по образцу. При наличии ордера на квартиру гражданин без проблем оформит договор найма жилого помещения и поселится в жилище.

02
Виды ордеров – какими они бывают?

Имеется несколько типов ордеров на проживание и заселение в помещение. До приватизации выдается служебный. Вручают его от имени фирмы, в которой гражданин трудоустроен. Но этот документ временный. Проживать в квартире человек вправе, пока он трудится в организации, выдавшей жилье. Временные помещения используются на период обучения или не долгосрочной деятельности в фирме. Оформляют такие комнаты на 30 дней, зачастую селят работников в общежития или съемные квартиры.

Еще одним видом является обменный документ, получаемый при обмене жилья. На эту процедуру выдается согласие исполнительного комитета, в ведомстве которого недвижимость зафиксирована. Ордер нужен каждому человеку, проживающему в благоустроенной квартире. Благодаря ему, имеются все права на вселение. Во времена СССР гражданин, имеющий эту бумагу, мог быть уверен, что его право на жилье, полученное от государства, никто не отнимет. Действие ордера распространяется до момента реального заселения.

03
Как можно восстановить документ, если он утерян?

Ситуация, когда документ на квартиру утрачен, происходит довольно часто (потерялся при переезде, в самой комнате, люди не помнят, куда его положили и т. д.). Подлинник восстановить нельзя, поэтому собственник должен понимать, что предпринимать в таких случаях.

Можно восстановить документ, указывающий на право владения жилплощадью. Процедура не является сложной. Ордер нужно восстанавливать обязательно, если жильцы намерены приватизировать муниципальное жилье.

В нем содержится вся необходимая информация о владельце недвижимости и членах его семьи, проживающих в жилище. В случае ухода из жизни хозяина помещения приватизировать жилье могут близкие родственники. Но только если они были указаны в этом документе. Способы восстановления бумаги при утрате:

  • Подача заявления в администрацию по месту нахождения квартиры. В архивах находятся записи из домовых книг и информация о выдаче ордеров, ксерокопии документов.
  • Оформление договора социального найма. Может потребоваться, когда из-за сложившихся обстоятельств в администрации области информации не обнаружено. Для этого человеку следует подать заявление. В случае отказа можно оспорить решение в суде.

Если приватизацию квартиры делать платно, возможно прибегнуть к услугам миграционной службы по месту проживания. Там стоит взять ксерокопию документа.

04
Чем заменить ордер и какова его роль в приватизации?

При наличии этого документа процедура приватизации жилплощади пройдет быстро, и будет сведена к минимуму вероятность получения отказа от властей и обыска. Если ордера не имеется, жилую площадь можно приватизировать. Полноценной заменой бумаге считают договор найма жилого помещения.

Если фирма, владеющая зданием, оформляет документы правильно, у хозяев не возникнет проблем из-за утраченного ордера. Но в действительности градоначальники такого порядка в ведении своих дел не придерживаются. Можно составить договор безвозмездного пользования или социального найма. В каждом из них должна быть информация об адресе квартиры и ее площади. Там же вносят данные обо всех членах семьи, зарегистрированных в жилище.

Согласно новому Жилищному Кодексу РФ, ордер на квартиру – уже не такой важный документ, как в советский период. Если человека ранее не вписали в него, но потом прописали в жилье, появляется право оформить документы на приватизацию помещения. Для этого понадобится отказ в письменной форме на право приватизации в пользу гражданина. Бумагу в обязательном порядке пишут все домочадцы. А оформляет все нотариус, он же выдает доверенность для осуществления иных действий, касающихся приватизации. Вот, собственно, вся информация, которая может пригодится при получении ордера.