Все объекты недвижимости имеют достаточно большой пакет документов. Один из основных – это технический паспорт. В нем содержится достоверная характеристика, в том числе и стоимостная оценка помещения. Эта бумага необходима во многих случаях, но наличие ее у собственника не является обязательным. Она существенно отличается от кадастрового и от тех. плана и содержит наиболее полную информацию о жилой квартире.

01
В каких случаях нужен технический паспорт?

ТП не является обязательным документом, но существуют случаи, когда он нужен. А именно:

  1. 1. При покупке недвижимости по ипотечному кредиту. Такую бумагу в обязательном порядке требуют для представления банк. Она позволяет сделать рыночную оценку жилого помещения.
  2. 2. Иногда документ требуют при регистрации в квартире человека, не являющегося родственником владельца.
  3. 3. Для того чтобы реально оценить техническое состояние площади, все эти сведения отображаются в паспорте.
  4. 4. На основании ТП происходит определение налогового вычета на собственность. Для этого необходима информация об инвентаризационной цене. Чаще всего она значительно ниже рыночной оценки.
  5. 5. Техпаспорт содержит параметры (метраж общей и жилой площади), от этого зависит расчет коммунальных платежей.
  6. 6. При вступлении в наследство по нотариально оформленному завещанию и при разделе без него.
  7. 7. Для раздела недвижимости в долевую собственность.
  8. 8. Без ТП не получить паспорта кадастрового, а, соответственно, невозможно поставить домовладение на кадастровый учет.
  9. 9. При перепланировке или осуществлении капремонта. Паспорт объекта определит, как сделать это максимально безопасно и не повредить коммуникации.
  10. 10. При переводе недвижимости из категории жилой в нежилую (и наоборот).

При этом оформление его и оплата полностью ложатся на собственника. Если жилье приобретается на вторичном рынке, техпаспорт должен быть у продавца, если же речь идет о новостройке, этим занимается покупатель. Помните, что самостоятельной юридической силы паспорт не имеет. Этот документ предназначен для описания и фиксирования на бумаге базовых характеристик, результатов инвентаризации и оценки объекта. Он является сопроводительным при различных сделках с недвижимостью.

Законодатель не установил точного времени его действия. В прошлые годы Постановление Правительства закрепляло срок 5 лет, в дальнейшем паспорт нужно было переоформлять. В настоящее время данное Постановление не действительно. ТП переоформляют по мере необходимости, то есть если предстоит продажа, перепланировка, перевод дома в нежилое.

При этом нужно учитывать, что в каждом регионе местная администрация имеет право на издание собственных нормативных актов, регулирующих сроки обновления годности любой технической документации.

02
Пошаговый план действия для получения

Для получения ТП на любой объект недвижимости (частный, многоквартирный, нежилой) стоит соблюдать следующий план действий:

  1. 1. Собрать положенную при оформлении документацию.
  2. 2. Решить, как будут подаваться бумаги и заявление.
  3. 3. Обратиться в БТИ с просьбой пригласить специалиста–оценщика.
  4. 4. Оплатить госпошлину.
  5. 5. Забрать техпаспорт в указанную дату.

03
Какой пакет документов нужно собрать?

Сбор документации усложняется тем, что точного и четкого списка нет. Пакет бумаг зависит от ситуации и назначения получения:

  1. 1. Паспорт. Единственный документ, который не забирается специалистом, но обязательно проверяется.
  2. 2. Квитанция о госпошлине.
  3. 3. Если жилье муниципальное, представляют документ от ЖКХ (ТСЖ) о наличии номера счета.
  4. 4. При оформлении наследства – свидетельство о смерти владельца, завещание, удостоверяющие документы на каждого наследника, нотариальная справка об открытии наследственного дела.
  5. 5. Для приватизации – документ, удостоверяющий право на данное жилье.
  6. 6. При перепланировке необходим ответ на предварительный запрос от Департамента архитектуры и градостроительства.
  7. 7. Если техпаспорт запрашивает не собственник – нотариальная доверенность от владельца недвижимости.

Дополнительно в заявлении обязательно указывают причину, по которой потребовался ТП.

04
Для чего вызывать специалиста–техника?

Вызов специалиста является обязательным условием для получения ТП. Техник замерит и обследует недвижимость и определит следующие параметры, которые впоследствии будут внесены в документ:

  • адрес и местоположение объекта. Здесь записывают полные данные с указанием улицы/переулка, квартиры/корпуса, дополнительные литеры и т. д.;
  • номера и инвентарный, и кадастровый;
  • экспликация, т. е. дополнительные пояснения к архитектурному плану с перечислением необходимых технических и количественных характеристик;
  • оценивается износ полностью всего помещения, как здания, так и конкретно указанной квартиры (имеющиеся конструкции, коммуникации, стены, потолки и т. д.);
  • дата постройки дома, обычно для этого поднимаются архивные и справочные материалы;
  • нормы санитарно-гигиенического характера, их запущенность, возможность беспрепятственного восстановления;
  • поэтажный план дома;
  • стоимость жилья в результате инвентаризации;
  • время проведения последнего капитального ремонта;
  • реквизиты организации, подпись и печать специалиста-техника;
  • отметка о внесении всех представленных сведений в Росреестр.

Так выглядит примерный образец технического паспорта:

Как быстро и по правилам оформить технический паспорт на квартиру?

Обычно документ изготавливается достаточно быстро и получить его можно течение 3 дней.

05
Куда подают заявление?

Окончательным изготовлением, оформлением и выдачей технического паспорта занимается БТИ – бюро тех. инвентаризации. Но с первичным заявлением и представлением документации можно в следующие организации:

  • МФЦ – многофункциональный центр, ближайший к гражданину. При обращении к специалистам будет выдан бланк для заполнения заявления, в дальнейшем его примут вместе со всеми остальными бумагами. Взять ТП можно в МФЦ;
  • БТИ – обращение в эту организацию значительно экономит время получения паспорта, здесь же договариваются о приглашении специалиста-техника в удобный день, там же ТП и выдают;
  • Госуслуги – помогут подать заявление через интернет. На официальном сайте и заполненный бланк заявления, и отсканированные документы подаются в электронном виде. Здесь же есть функция выбора доставки ТП;
  • существуют различные коммерческие организации, которые специализируются именно на сборе, оформлении документации населению, они же и выдадут паспорт. Но за такие услуги придется заплатить дополнительно, зато не возникнет необходимости тратить время на сбор бумаг.

Образец бланка заявления на выдачу технического паспорта:

При получении ТП понадобится заявление (копия) и паспорт заявителя.

06
Сколько стоит техпаспорт?

Получить сделанный техпаспорт стоит не всегда одинаково. Это зависит от:

  • региона;
  • технических характеристик описываемого объекта;
  • сроков выдачи;
  • сезона, в холода осмотр стоит дороже;
  • количества расходов техника-специалиста;
  • необходимости запроса архивных данных;
  • информационной обработки, составления чертежей;
  • существования перепланировок;
  • организации, в которую обратился гражданин.

Оплачивают госпошлину либо непосредственно в БТИ, либо в банке (наличными или по карте). Полученный чек обязательно сохраняют.

07
Как получить копию ТП и нужен ли он при оформлении права на собственность?

При необходимости получить копию обращаются с заявлением непосредственно в БТИ. Для этого выбирают необходимую форму:

  • форма №3 – техпаспорт выдается без осмотра техника-специалиста;
  • форма №4 – перед выдачей техник-специалист проводит необходимые замеры и осмотр, ТП будет выдан с учетом новых данных.

Выбор формы зависит от исходных данных: если никаких изменений в помещении после последних замеров не производилось – запрашивают форму №3, если была перепланировка, замена коммуникаций и прочее – требуется форма №4. Еще один способ получить копию ТП – запросить ее в управляющей компании, на обслуживании которой находится жилой дом. Также проходит и процедура восстановления: обращение в БТИ, в заявлении указать форму №3, получить паспорт. Все данные будут заново занесены в базу Росреестра.

Обычно при оформлении прав на квартиру или частный дом (коттедж) паспорт оформляют обязательно. А вот на садовый участок или гараж многие не считают нужным это сделать. Существующий Федеральный закон указывает на то, что при оформлении прав на владение недвижимого имущества основным документом является декларация, составленная собственником. Но дело в том, что она должна содержать множество технической информации. И получить ее владелец может только из ТП, иначе в ЕГПР попадут ложные сведения.

08
Каковы причины отказа в выдаче?

Существует 3 причины, по которым БТИ может отказать в выдаче документа:

  • представлен не полный пакет бумаг в данной ситуации;
  • документы заполнены некорректно;
  • запрос на предоставление ТП делает не собственник (доверенное лицо).

Если выполнить все полагающиеся условия, проблем с выдачей в установленные сроки не возникнет. Технический паспорт на квартиру не является обязательным документом. Но даже если собственник имущества и не собирается продавать свое жилье, знать основные тех. параметры (дата постройки, материал дома, инвентарную стоимость и т. д.) все-таки стоит. Тем более что срок действия данной бумаги не ограничен, если в помещении не проводились перепланировки.