В 1993 году был принят закон, определяющий право граждан свободно перемещаться, выбрать место проживания, сменить прописку и находиться на территории страны. Он упростил прежнюю систему, сделал ее более удобной.

Изменение сведений о проживании требует наличия ряда документов, без которых пройти процедуру невозможно. Вместе с тем это влечет за собой необходимость исправить другие бумаги, изменить свои данные, регистрацию по месту проживания некоторых объектов, в частности, транспортных средств.

Процедура смены прописки – куда и с чем обращаться?

Регистрация оформляется соответственно требованиям и нормам закона. Обращаются в государственные органы. Частные фирмы, которые предлагают свои услуги, не могут оформить прописку, они лишь помогают совершить процедуру. Право на регистрацию отдано подразделениям МВД, которые ведут учет граждан, собирают статистические данные. В их обязанности входит оказание помощи с оформлением документов. Сроки и последовательность действий определяются регламентом.

Учреждения для внесения изменений в данные учета

Всем известен паспортный стол, где граждане получают первое в жизни удостоверение личности или меняют его. Там же оформляют регистрацию по месту жительства, выбрав ближайшее отделение. Сотрудники потребуют документы, которые примут на рассмотрение. Посетителю выдадут справку, что они оставлены, и назначат срок следующего визита, чтобы получить проштампованный паспорт.

Граждане-нерезиденты, которые трудятся на территории России по рабочей визе, обращаются в отделение УМФС. Там проверяют документы, отсылают запросы. Жители других субъектов Федерации при переезде тоже оформляют регистрацию в миграционной службе. Проходит значительно больше времени, чем при обращении в паспортный стол.

Многофункциональные центры действуют по всей стране. Они выполняют консультативные функции, а также оказывают прямую помощь в оформлении документов, чтобы сменить прописку. Учреждения в некоторой степени заменяют собой паспортные столы, частично перебрав на себя их полномочия. Если нет времени на сбор документов, написание заявления, обращаются в МФЦ. Сотрудники выполнят всю работу, останется забрать результат.

Обязательные документы

Федеральным законодательством определены документы, необходимые для постоянной регистрации. Иногда в паспортном столе просят предъявить дополнительные сведения, но они не предусмотрены законом. На подачу заявления после смены места жительства отводится семь суток, иначе грозит штраф до 2,5 тысяч рублей. К обязательным документам для прописки относится удостоверение личности. Предоставляется паспорт, который действует во время подачи документов, не имеет поврежденных страниц. Загранпаспорт или временный для этих целей не годится. Дети регистрируются по свидетельству о рождении.

Предъявляются документы о владении жилплощадью. Это свидетельство о собственности, наследовании или решение суда, по которому вселяют в квартиру. Если имеются заинтересованные лица, уже проживающие на жилплощади, требуется их письменное согласие. Подается заявление о прописке. Образец предоставляют по месту оформления документов, там же можно и написать. В нем содержится минимум сведений, много времени это не отнимет. Если податель не является собственником, требуется согласие от владельца.

Что еще могут потребовать?

В отдельных паспортных столах требуют дополнительные документы. К ним относятся:

  • листок убытия, если заявитель предварительно выписался;
  • свидетельство о браке для супружеской пары;
  • подтверждение о расчете за коммунальные услуги по предыдущему адресу;
  • сведения из домовой книги.

В оригинале подаются паспорт, заявление, адресный листок, остальные – в копиях. Все заявители после 14 лет заполняют стандартную форму 6. До этого возраста используется № 9. Они прописываются только по месту проживания родителей. Для постоянной регистрации у ближайших родственников должны иметь паспорт.

Временная регистрация – все особенности

Все граждане обязаны вставать на учет по месту постоянного проживания. Когда они отъезжают на срок, превышающий 90 дней, оформляется временная регистрация. К постоянной она не имеет отношения. За лицами, оформившими временную прописку, сохраняется прежняя. Для регистрационного учета граждане должны иметь жилье.

Если местом проживания избрана гостиница, пансионат и подобные заведения, то все заботы ложатся на плечи администрации, гражданин представляет только паспорт.

Когда есть намерение проживать у родственников или в арендованном помещении, процедура сложнее. С подготовленными документами обращаются в подразделение ФМС. Сотрудники их проверяют, и если нет поводов для отказа, оформляют временную прописку. Платить за регистрацию не нужно. Важное условие: владелец жилплощади не должен возражать против прописки и письменно выразить свое согласие. Время определяется договором, составленным между хозяином и нанимателем. Когда заканчивается аренда, прописка аннулируется. Постоянная регистрация бессрочная, следует иметь жилье, не обязательно в личной собственности. В паспорте проставляется штамп.

После окончания временной прописки, если возникает необходимость в продлении, ее переоформляют. Для муниципального жилья максимальный срок составляет полгода, для приватизированного – на время аренды, но не более 5-летнего периода. Штамп в удостоверении личности не ставится, а выдается справка. Регламент процедуры утвержден в приказе ФМС № 288, 2012 год.

Не всегда удается найти человека, который не только предоставляет услуги по сдаче квартиры, но и готов прописать в ней. Поэтому во многих городах предлагается услуга по временной регистрации за деньги. Предоставляется прописка без права проживания. Но следует знать, что она считается фиктивной, так как подается недостоверная информация. За нее могут привлечь к ответственности в виде штрафа обе стороны заключенной сделки.

Постоянная прописка – каковы преимущества?

Регистрация по месту проживания много значит в жизни граждан. Все социальные привилегии осуществляются по территориальному принципу. Прописка по адресу постоянного проживания позволяет:

  • определить ребенка на учебу в ближайшую школу;
  • оформить и получать пособия, льготы, пенсию;
  • найти работу по желанию;
  • получить полис медицинского страхования;
  • прописать на жилплощади детей и родственников;
  • совершать любые юридические действия;
  • получить водительское удостоверение, СНИЛС, ИНН, оформить ИП.

Отсутствие в паспорте штампа о постоянной прописке приводит к возникновению ряда социальных проблем.

Регистрация третьих лиц

Прописать кого-либо постороннего или родственника в приватизированной квартире можно беспрепятственно. Это относится и к регистрационному учету детей – новорожденных и до 14 лет. Когда минимум один родитель проживает на законных основаниях, то с пропиской ребенка не возникает осложнений. Когда у супругов разные адреса, требуется согласие второй стороны или решение суда.

Каждый из родителей вправе приписать ребенка к себе без согласия владельца, учета размеров помещения и количества жильцов.

Сложности иногда возникают с ипотечным жильем. Некоторые кредиторы в договоре прописывают пункт о запрете регистрации других лиц, кроме владельца. Квартира пребывает в залоге, и подобным образом финансовое учреждение гарантирует возврат денег в случае нештатной ситуации. Если даже паспортный стол оформит прописку другого физического лица, кредитная организация опротестует действие в суде. Когда соглашение не запрещает регистрировать третьи лица, для прописки предоставляются паспорта, свидетельства о рождении детей и праве собственности, ипотечный договор.

А что если вы живете на дачном участке?

С 2015 года узаконена регистрация в дачных строениях. Для многих людей это единственная возможность поменять временную регистрацию постоянной. Требуется доказать, что недвижимость пригодна для проживания круглый год. Процедура регистрации возможна при соблюдении условий:

  1. 1. Здание характеризуется, как жилой дом, что определяется администрацией поселка. Если местная власть отказывает в выдаче такого документа, прибегают к судебному разрешению спора или к услугам экспертов.
  2. 2. В наличии коммуникации, прежде всего, электричество. Есть отопление, вода, чтобы можно было проживать круглый год.
  3. 3. Объект располагается в черте населенного пункта. Размещенный вне его границ, даже если присутствует все необходимое, не признается жильем.
  4. 4. Дом должен иметь технический и кадастровый паспорт. На их основании Росреестр выдает свидетельство о собственности.

Если все подтверждения собраны, обращаются в отделение ФМС, которое находится на территории расположения дома. Там пишется заявление, к которому прилагаются:

  • паспорт гражданина;
  • техпаспорт из БТИ, кадастровый;
  • подтверждение права собственности;
  • декларация объекта.

Дачный домик, избранный для постоянной прописки, должен быть единственным жильем, иначе последует отказ. Хоть такой вариант регистрации довольно хлопотный и возникают трудности, тем не менее для многих он является единственным способом.

Документы, обязательные для замены после переезда

Изменения в прописке влекут необходимость известить некоторые государственные органы. Это требуется в интересах граждан, иначе они могут лишиться привилегий, выплат и даже подвергнуться административному наказанию. Не следует извещать о перемене места жительства абсолютно всех. Алиментоплательщики дают знать судебным приставам, никакие документы не требуются. Полис ОМС действителен по всей стране и не подлежит обмену.

Документы менять необходимо владельцам транспортных средств. Что делать пенсионерам, военнообязанным и индивидуальным предпринимателям, расскажем далее.

Что следует предпринять владельцам транспортных средств?

Смена прописки предусматривает в обязательном порядке перерегистрацию автомобиля. Процедура упрощенная, не требуется снимать его с учета. Происходит автоматический перевод из одного ГИБДД в другое отделение. Но заняться этим следует своевременно, иначе возможен штраф на сумму от 500 рублей.

Для переоформления собираются документы:

  • паспорт с новой регистрацией;
  • бумаги, подтверждающие владение собственностью;
  • страховой полис на транспортное средство;
  • паспорт автомобиля (ПТС).

Все вышеперечисленное подается в МРЭО. Его сотрудники проверяют предъявленные бумаги и дают заполнить бланк. Он возвращается сотруднику, и производится оплата услуги в банке. Дальше пишется заявление и подается квитанция об уплате. После этого происходит переоформление транспортного средства. Следует внимательно заполнить документы. Ошибка может дорого стоить в дальнейшем.

Чтобы не тратить времени, вместе с ПТС меняют свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС).

Получение пенсии при перемене адреса проживания

Пожилые люди – тоже не исключение из числа лиц, переезжающих на постоянное жительство в другое место. Они должны сообщить об этом в Пенсионный фонд. Тогда выплатное дело направят в отделение, находящееся по месту нового пребывания клиента. Это действует в отношении граждан, переезжающих в пределах страны. Для лиц, отбывающих за границу, установлен другой порядок.

Пенсию выплачивает отделение ПФ, в котором находится дело. Это значит, что для получения пенсии по новому адресу обращаются в территориальный орган Пенсионного фонда. Правило действует не только в отношении лиц с постоянной пропиской, но и для тех, кто зарегистрирован по месту пребывания. Гражданин может запросить выплатное дело, если еще не прописан. Подается заявление, где указывается адрес фактического проживания.

Нюансы для военнообязанных и предпринимателей

При смене прописки лицо, пребывающее на учете в военкомате, должно сделать в билете отметку о перерегистрации. По прежнему месту его снимают с учета, а на новом ставят. Когда меняется прописка в пределах одного комиссариата, то достаточно оповестить его ответственных лиц. Это в компетенции работников паспортного стола, их обязанность. Отметку в билете можно поставить самостоятельно. Для этого по старому месту учета предъявляют документы о смене прописки, сотрудники военкомата ставят штамп о выбытии, а в новом регистрируют. Дальше в паспортном столе предъявляют военный билет и остальные документы.

Меняя место проживания, предприниматель обязан уведомить налоговую службу. После информирования человека снимают с учета. Оформляется регистрация по новому месту проживания, но это происходит без личного присутствия.

Внесение изменений в регистрационный учет – процедура несложная и не отнимает много времени. Продолжительность всех действий должностных лиц регламентирована постановлением Правительства. К услугам граждан различные учреждения. Собрать документы и обратиться в сроки, отведенные законом – все, что требуется.