Бесплатная консультация юриста
Круглосуточная горячая линия
БЕСПЛАТНАЯ
консультация
РФ
Защита прав потребителей

Как вернуть товар без чека — ответ юриста

25.03.2020
73
49
6 мин.

Здравствуйте, уважаемые читатели юридического журнала «Вокруг права», сегодня наш юрист подробно ответит на вопрос: можно ли вернуть товар без чека или обменять его на другой.

Чек представляет собой документ, который подтверждает факт покупки вещи в конкретном магазине. Он содержит также необходимую информацию о дате покупки, информации о торговой организации  и др. С точки зрения гражданско-правовых отношений товарный чек является договором. Поэтому на него распространяются нормы не только закона о защите прав потребителей, но и общие договорные нормы Гражданского кодекса РФ. Тем не менее, покупатель может столкнуться с необходимостью вернуть покупку обратно, но потерял или выбросил чек. В данной статье подробно разберем, что нужно делать, если Вы столкнулись с такой ситуацией.

01
Нормативная база

покупатель имеет право вернуть товар при определенных условияхОсновными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы возврата купленных вещей, являются:

  1. 1. Закон РФ «О защите прав потребителей»;
  2. 2. Гражданский кодекс РФ.

Однако, помимо общих норм, регламентирующих возврат вещей, есть множество других, которые распространяются на отдельные случаи. Так, например, если речь идет о мобильном устройстве или стиральной машине, то в данном случае необходимо обратиться к Постановлению Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.

Вышеуказанные законодательные акты регулируют, в частности, такие вопросы как сроки и условия возврата продукции, требования к документам и к возвращаемой вещи и др.

02
Права покупателя утратившего товарный чек

По общему правилу Закона РФ «О защите прав потребителей» продукцию можно вернуть в течение двух недель с момента его приобретения.

Потеря чека не препятствует возврату продукции ненадлежащего качества. Вместо чека Вам необходимо любым способом подтвердить факт покупки вещи в этом магазина. В этом случае Вы можете представить:

  • выписку из банковского счета (если оплачивали банковской картой);
  • свидетельские показания;
  • подтверждение интернет-заказа (если вещь заказывалась через интернет);
  • иные заслуживающего внимание документы и обстоятельства.

03
Основные причины возвращения

Факт приобретения в магазине изделий с недостатками является для человека основанием для обращения к продавцу с соответствующими требованиями.

Причинами возврата вещи могут быть также и личное желание клиента  (например, если разонравилась модель изделия или фасон вещи, а также цвет и др.).

возврат товара

04
Возврат товара надлежащего качества без чека

В данном случае Вам необходимо обратиться к продавцу с требованием возврата, а также с подтверждением приобретения продукции в данном магазине.

Внимание! Если изделие относится к категории вещей, которые не подлежат возврату или обмену, то магазин Вам вправе отказать в возврате.

05
Возврат товара ненадлежащего качества без чека

Даже отсутствие чека при возврате бракованной продукции не является основанием отказать Вам в Ваших требованиях. Как было указано выше, подтвердить факт приобретения нужно любым возможным способом.

Согласно закону, когда покупатель обнаруживает в вещах дефекты, то он по своему усмотрению вправе требовать:

  • поменять купленную вещь (этой же модели или марки);
  • поменять на вещь другой модели или марки. При этом продавцы обязаны вернуть стоимостную разницу;
  • уменьшения цены;
  • немедленного исправления на безвозмездной основе или же возврата денег, которые были потрачены на их исправление;
  • отказаться от купленных вещей и вернуть уплаченную за нее сумму.

Внимание! Данные правила действуют при условии, если все дефекты не были оговорены заранее. Важно отметить также, что человек помимо прочего вправе требовать возмещения убытков в полном объеме, которые были причинены ему в результате приобретения некачественных вещей.

Возврат допускается, если:

  • не истек гарантийный период (в рамках которого предусмотрен возврат).
  • имеются следы производственного брака.

Внимание! В течение периода годности и в период гарантийного периода, каждый имеет право предъявлять продавцу имеющиеся у него законные требования. Если отсутствует гарантийный срок и период годности изделия, то каждый покупатель вправе в пределах разумного срока предъявить свои требования. Следует отметить, что у продавца есть ответственность за наличие дефекта вещи, не имеющего гарантийного периода в том случае, если человек сумеет доказать, что такого рода недостаток возник до передачи ему приобретения.

этапы замены недоброкачественной обуви

06
Можно ли вернуть товар без чека в течение 14 дней

По общему правилу законодательство предусматривает возможность возврата вещей в течение 14 дней со дня покупки, если имеются основания для такого возврата.

Возврат возможен, если:

  1. 1. Продукция не была использована;
  2. 2. Имеются документы или данные, подтверждающие факт купли-продажи.
  3. 3. Сохранен соответствующий вид.

07
Можно ли вернуть товар без чека и упаковки

Закон предоставляет возможность расторжения сделки в данном случае, если упаковка относится к категории быстроизнашивающихся принадлежностей, которые могут прийти в негодность. При этом ключевое значение имеет тот факт, что не нарушена целостность самого изделия, его комплектующих частей и принадлежностей.

08
Сроки для возврата товара и удовлетворения требований покупателя

Общий срок возврата установлен  в 14 календарных дней, а для интернет-покупок - 7 дней.

Если установленный законом период истек, то такие требования могут быть удовлетворены при:

  • наличии существенного недостатка вещи;
  • если магазин нарушил время устранения таких недостатков;
  • при возникновении недостатков систематически, что создает невозможность использования такой продукции в период его гарантии.

Имеются нюансы! В судебной практике имеются разъяснения ВС РФ по вопросам признания недостатков существенными. Так, одним из таких признаков является невозможность устранения недостатков, тогда как при возможности произвести ремонт, дефект не признается существенным. В частности, суд не признал существенным дефект дисплея телефона, который оказался бракованным.

гарантийный срок

09
Значение кассового чека

Кассовая выписка представляет собой документ, подтверждающий факт купли-продажи вещи наличным или безналичным способом. Иными словами это договор купли-продажи между клиентом и магазином.

Основная функция такого документы – доказательство совершения сделки. Его нужно представить в процессе обмена/возврата в магазин, где была совершена подобная сделка.

10
Можно ли обменять товар без чека на другой товар

Если исходить из буквы закона, то первоначально удовлетворяются требования об обмене товара. То есть если Вы хотите вернуть товар по причине наличия дефекта или потому что разонравился цвет, магазин должен предложить Вам другие варианты такого товара (т.е. обмен). Если же Вас не устраивают предложения магазины, то можно вернуть обратно продукцию и получить свои деньги.  В данном случае (как было указано выше) Вам необходимо доказать, что сделка по купле-продаже была совершена в этом магазине (если у Вас утерян подтверждающий документ).

Для расторжения сделки необходимо написать соответствующее заявление на имя продавца с указанием причины такого решения.

Вы можете скачать образец заявления в формате word.

заявление об обмене товара

11
Дополнительные вопросы

Вопрос. Если изделие куплено по карте?

Ответ. Оплата по карте достаточно упрощает процедуру расторжения договора купли-продажи, так как у человека не возникнут проблемы с доказательственной базой. При желании вернуть/обменять вещь клиенту достаточно представить распечатку с банковской карты, подтверждающую факт оплаты.

Вопрос. Какой товар нельзя вернуть ни с чеком, ни без чека?

Ответ. Закон предусматривает ряд ограничений, которые распространяются на условия расторжения подобных сделок. Так, Постановление Правительства от 19.01.1998 №55 содержит непосредственно ограничение на возврат отдельных категорий вещей для покупателей, если они являются изделиями надлежащего качества. В частности, это предметы личной гигиены, парфюмерия, нижнее белье и др.

Вопрос. Если товар куплен через интернет?

Ответ. Возврат вещей, купленных через интернет-магазин, допускается в течение 7 дней. Если клиент отказывается от покупки, то интернет-магазин должен вернуть ему денежную сумму, которая была уплачена им по договору, за исключением средств на доставку.

Срок расторжения договора составляет до 10 дней с момента предъявления потребителем такого требования.

В данном случае если был утерян документ, то подтвердить факт приобретения легче, так как можно приложить свою заявку на покупку, а также электронное подтверждение заказа, оплаты (если производилась через интернет), и иные доказательства, в том числе поступившие на Ваш е-мейл или телефон от соответствующего интернет-магазина.

Вопрос. Если товар просрочен?

Ответ. Если продукт имеет срок годности, то человек вправе предъявлять продавцу соответствующие требования в течение этого срока. Если же была куплена уже просроченная вещь, то необходимо вернуть покупку сразу после обнаружения данного факта. При этом важное значение имеет доказательственная база. Если у Вас утерян товарный документ, важно представить доказательства покупки, где фигурирует дата.

Вопрос. Что делать если продавец отказывает покупателю в законном праве?

Ответ. Когда магазин категорически возражает против Ваших требований, то фактически это является отказом продавца в Ваших законных требованиях (за исключением случаев, когда качественное изделие нельзя принять обратно по закону).

Согласно п. 1 ст. 13 Закона исполнитель за нарушение прав несет ответственность согласно законодательству или договору. Статьи 14 и 15 Закона о защите прав предусматривает ответственность в денежной форме, а также право на компенсацию морального вреда.

Поэтому Вам необходимо написать претензию продавцу с Вашими требованиями. При этом советуем Вам при составлении претензии ссылаться на нормы закона.

Если же торговая организация (после направления ему официальной претензии) отказывает Вам в возврате денег, в таком случае Вы можете восстановить нарушенные права, обратившись в вышестоящие инстанции.

Вы можете (по своему выбору) обратиться:

  • В общество по защите прав потребителей;
  • В Роспотребнадзор;
  • В судебные органы.

Таким образом, закон в максимальной степени защищает права покупателя при утере последним документа, подтверждающего факт приобретения вещи. При этом важно учитывать, что закон предусматривает определенные временные периоды для разрешения возникшей ситуации, что является ключевым при возникновении соответствующих претензий.

Статьи по теме
Комментарии